Упражнения для развития внимания

В этой статье собраны упражнения для развития внимания у детей двух типов:

  • специальные (нужно сесть и позаниматься вместе с ребенком)
  • жизненные (можно играть в процессе повседневных дел)

Учимся переключать и распределять внимание

Развиваем умение обращать внимание то на одни, то на другие признаки предметов и одновременно на несколько разных признаков одного предмета.

Задача специальная

Вырежьте треугольник, круг, квадрат и прямоугольник из цветной бумаги 4 цветов (например, зеленой, синей, желтой и красной). У вас получится 4 разных фигуры каждого цвета.

Задание 1: посчитай, сколько всего фигур.

В заданиях 2 и 3 внимание сначала сосредотачивается на одном признаке, а потом переключается на другой.

Задание 2: разложи все фигурки по цвету – одинаковые — к одинаковым (должно получиться 4 группы: зеленые, синие, желтые, красные)

Задание 3: разложи все фигурке по форме – одинаковые к одинаковым (должно получиться 4 группы: треугольники, круги, квадраты, прямоугольники)

Для задания 4 нужно нарисовать большую таблицу 4 на 4, где по вертикали будут расположены фигуры, а по горизонтали – цвета. У каждой фигурки должно быть своё место («окошко») в таблице: например, для синего треугольника – пересечение столбика треугольников и строки синего цвета. При выполнении этого задания внимание распределяется сразу между двумя признаками.

Задание 4 (самое сложное): найди место для каждой фигурки в таблице («домике»).

Постепенно количество форм и цветов можно увеличить до 6. Можно ввести другой признак – например, размер. То есть у вас будут треугольники, круги и квадраты большие, средние и маленькие.

Задача жизненная

Помогаем маме вытирать и расставлять посуду. Сегодня ставим белые чашки на верхнюю полку, а цветные – на нижнюю. А в следующий раз на верхнюю полку ставим маленькие чашки, а большие – на нижнюю. В третий раз маленькие чашки поставим на верхнюю полку так, чтобы белые были справа, а цветные – слева. Такое же деление и для больших чашек на нижней полке.

Учимся концентрировать внимание

Упражнение развивает умение полностью сосредотачивать внимание на одном предмете или деле длительное время.

Задача специальная

Берем книжку, журнал или любой другой текст с достаточно крупным для ребенка шрифтом. Каждое новое задание начинать с новой страницы, чтобы не путаться. Время ограничивается для того, чтобы можно было заметить динамику – все больше и больше текста по мере тренировок должен успевать просмотреть ваш малыш. Просматривать текст нужно строго как при чтении: с верхней строки слева направо.

Сначала сконцентрируем внимание на 1 элементе.

Задание 1: за 2 минуты зачеркни как можно больше букв «а».

Теперь усложняем: нужно одновременно удерживать во внимании 2 элемента.

Задание 2: за 2 минуты зачеркни как можно больше букв «а» и «н».

Еще усложняем – добавляем третий, но совсем другой элемент во внимание.

Задание 3: за 2 минуты зачеркни как можно больше букв «а» и обведи в кружок буквы «н».

Можно постепенно увеличивать время выполнения задания и развивать устойчивость внимания (способность долго сосредотачиваться на выполнении одной задачи).

С помощью текста можно также потренировать счет:

Задание 4: сосчитай все буквы «а» в этом тексте (абзаце).

Тренируем счет и распределяем внимание:

Задание 5 (очень сложное): сосчитай все буквы «о» и «к» в этом тексте. Считать нужно одновременно, но каждую букву по отдельности: «пятая «о», третья «к», четвертая «к», шестая «о» и т.д. Выполнение этого задания можно начать с одной строки.

Задача жизненная

Во время прогулки считаем на улице красные машины. Потом считаем белые. Затем одновременно считаем красные и белые. По дороге домой насчитали пять красных машин и семь белых.

Увеличиваем объем внимания

Это упражнение развивает у ребенка способность удерживать в поле внимания одновременно несколько предметов.

Задача специальная

Вместе с ребенком рисуем простой рисунок на листе А4. Например, землю, небо и домик. А теперь по очереди один отворачивается, а второй дорисовывает какую-нибудь одну деталь: птичку в небе, занавески на окнах, цветок в траве. Первый поворачивается и находит новую деталь. Объем внимания увеличивается за счет того, что все больше и больше деталей рисунка нужно удержать во внимании, чтобы заметить новые.

Сначала для облегчения задания можно рисовать 2 карандашами: вы одним цветом, а ребенок – другим.

Задача жизненная

Идем в магазин и составляем в уме список покупок (начать можно с 2-3 наименований: молоко, хлеб, яйца). В магазине смотрим разные товары, но собираем в корзинку только по своему списку. Можно спрашивать ребенка: «Нам нужно молоко? А творог?» Постепенно малыш научится удерживать во внимании все больше и больше наименований, а вы заодно оградите себя от ненужных импульсивных покупок, ведь в магазине часто «глаза разбегаются» и «всего сразу хочется».

 

Если Вам понравилась статья, расскажите о ней друзьям
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.

Hosting support by iPage - Designed by Web Hosting Secret Revealed
Rating All.BY Каталог TUT.BY Яндекс цитирования Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости